«

»

Ко дню рождения Фридриха Энгельса

imgpreviewЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (родился 28.11.1820 г., г. Бармен, ныне Вупперталь, — умер 05.08.1895 г., Лондон), один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник К. Маркса.

Энгельс родился в семье текстильного фабриканта. Отец Энгельса, Фридрих Э., сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс учился в городской школе, в 1834 г. поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование взглядов Энгельса оказала его мать — Елизавета ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству.

«Еще гимназистом, — писал В. И. Ленин,- возненавидел он самодержавие и произвол чиновников» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 7). В гимназии Энгельс с увлечением изучал историю, иностр. языки, нем. лит-ру, делал первые поэтич. опыты. В 1837 по настоянию отца Э., не окончив последнего класса, был вынужден уйти из гимназии, чтобы посвятить себя коммерч. деятельности. В 1838 отец направил Э. в Бремен для службы в торговой фирме. Чуждый коммерции, Э. большую часть времени посвящал изучению философии, истории, лит-ры, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом.

В Бремене Э. систематически знакомится с иностр. прессой, читает оппозиц. лит-ру, распространяет её среди друзей, примыкает к радикально-оппозиционному лит. направлению «Молодая Германия». С 1839 Э. стал сотрудничать в её печатном органе «Telegraph fur Deutschland», регулярно публикуя статьи, в к-рых проявил себя как революц. демократ. Уже в «Письмах из Вупперталя» (1839) Э. выступил против пиетизма и религ. фанатизма, а также эксплуатации, нищеты и духовной темноты рабочего населения его родного города.

Блестящий образец эпистолярного жанра — письма к гимназич. друзьям бр. Ф. и В. Греберам (1838-41) — являются ещё одним свидетельством формирования революц.-демократич. воззрений молодого Э. В них, как и в статьях «Реквием для немецкой «Adelszeitung»», «Эрнст Мориц Арндт» (1840) и др., он открыто заявил о своих революц. настроениях. В 1839 Э. знакомится с философией Г. Гегеля. Критикуя его консервативные политич. воззрения, Э. вместе с тем становится сторонником теории развития, диалектики Гегеля.

В сент. 1841 Э. приехал в Берлин отбывать воинскую повинность. Он уже был известен поэтич. и литературно-публицистич. произведениями (под псевдонимом Ф. Освальд), составил либретто оперы «Кола ди Риенцо» (1840-41).

В свободное от воен. службы время Э. посещал лекции в Берлинском ун-те, усиленно занимался философией, сблизился с младогегельянцами, делавшими из философии Гегеля радикальные и атеистические выводы. Прусское пр-во, напуганное выступлениями младогегельянцев, решило пригласить для чтения лекций в Берлинский ун-т Ф. Шеллинга. Из всех младогегельянцев Э. наиболее решительно выступает против Шеллинга статьями и брошюрами (1841-42), среди к-рых наибольшую известность приобрела работа «Шеллинг и откровение». В них Э. публично заявил о своих атеистич. воззрениях и с революц.-демократич. позиций критиковал не только Шеллинга, но и консервативные политич. взгляды Гегеля. Иррационализму Шеллинга Э. противопоставил филос. воззрения Л. Фейербаха, влияние материалистич. взглядов к-рого он испытал. Но в осн. Э. стоит ещё на идеалистич. позициях, разделяет теорию самосознания Б. Бауэра. Вместе с тем Э. существенно отличается от младогегельянцев активной политич. деятельностью, понимая необходимость поддержки оппозиц. буржуазии в её борьбе против абсолютизма.

В окт. 1842 Э. окончил воен. службу и вернулся в Бармен. Отец Э., желая оторвать сына от его радикально настроенных друзей, отправил Э. в Манчестер (Великобритания), где находилась фабрика «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой он был. По дороге в Великобританию Э. в Кёльне посетил редакцию «Рейнской газеты», активным сотрудником которой он являлся в течение полугода. Здесь Э. впервые встретился с Марксом — гл. ред. газеты, и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве англ, корреспондента.

Переезд в Великобританию стал значит, вехой в жизни Э. Уже в первых своих англ, статьях в «Рейнской газете» (нояб.- дек. 1842) он подчёркивает, что Великобритания стоит перед социальной революцией, решающей силой к-рой будет пролетариат. В Великобритании Э. окончательно становится социалистом. Он знакомится с лидерами чартистского движения (Дж. Гарни, Дж. Лич), сотрудничает в печатном органе чартистов «The Northern Star», присутствует на рабочих собраниях и митингах, становится чл. чартистской партии (см. Чартизм). Одновременно он изучает произведения Р. Оуэна и его учеников, посещает заседания их социалистич. клубов. В Манчестере Э. знакомится с жизнью и бытом англ, рабочих. Здесь же Э. познакомился с ирл. работницей Мэри Берне, ставшей впоследствии его женой. В Великобритании Э. окончательно переходит от идеализма к материализму, причём существенную роль в формировании его взглядов сыграли произведения Фейербаха и франц. материалистов 18 века.

Особенно плодотворным оказалось изучение Э. политической экономии, первым результатом к-рого была статья «Наброски к критике политической экономии» (1844). В статье, как указывает Ленин, Э. «…с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического порядка, как необходимые последствия господства частной собственности» (там же, с. 10). Мастерски владея диалектикой, Э. вскрыл глубоко противоречивый характер капиталистического общества, показал апологетизм буржуазной экономической науки. Маркс был восхищён работой Э. и охарактеризовал её как гениальный очерк критики экономич. категорий. Она явилась одним из стимулов, побудивших

Маркса заняться глубоким изучением политич. экономии. С этого времени между Марксом и Э. завязалась постоянная переписка. Возвращаясь в конце авг. 1844 в Германию, Э. заехал на десять дней в Париж, к-рые провёл у Маркса. Эта новая встреча послужила началом их дружбы и тесного сотрудничества. Маркс и Э. обнаружили полное единство взглядов по теоретич. вопросам. Оба они уже были материалистами и коммунистами. Они сообща решили выступить против младогегельянцев, к-рые, оставаясь на позициях идеализма и бурж. радикализма, выступили против демократич. и коммунистич. идей. Результатом этого замысла явилась их первая совместная работа «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании» (опубл. в февр. 1845), представляющая один из важных этапов формирования марксистского мировоззрения.

Вернувшись в сент. 1844 на родину, Э. устанавливает связи с нем. социалистами, активно сотрудничает в социалистич. журналах, печатает корреспонденции из Германии на страницах «The Northern Star». В Бармене Э., опираясь на собранные в Великобритании материалы, пишет кн. «Положение рабочего класса в Англии» (1845). В ней Э. выдвинул ряд глубоких идей о стачечной борьбе, о профсоюзах, о партии, о необходимости тесного объединения массового рабочего движения (чартизма) с социалистич. мыслью, об историч. миссии пролетариата. Здесь Э. уже вплотную подошёл к материалистич. пониманию истории. Книга получила широкий отклик на страницах нем. печати, а также в др. странах. Она способствовала переходу прогрессивных представителей нем. интеллигенции на позиции социализма, оказалась доступной передовым рабочим. В Эльберфельде Э. явился одним из организаторов дискуссий по вопросам коммунизма. Два выступления Э. на этих дискуссиях были опубл. под назв. «Эльберфельдские речи» (1845). После публичных выступлений Э. и др. эльберфельдских коммунистов полицейские власти запретили проведение подобных собраний и установили наблюдение за Э. Ему грозил арест. К этому времени обострились отношения Э. с отцом.

Весной 1845 Э. покидает Германию и направляется в Брюссель, куда перед этим вынужден был переселиться Маркс, высланный из Франции. Маркс в осн. чертах изложил Э. идею материалистич. понимания истории, к к-рой последний был уже близок. Маркс и Э. совместно начали детальную разработку этих новых взглядов. Продолжая изучать политич. экономию, дававшую им обширный материал не только для экономич. исследований, но и для дальнейшей разработки материалистич. понимания истории, Э. и Маркс предприняли в июле — авг. 1845 поездку в Великобританию, где занимались в библиотеках Лондона и Манчестера. Здесь они встретились с вождями левого крыла чартистской партии (Гарни и др.), с ведущими деятелями лондонских общин тайного коммунистич. «Союза справедливых» (К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром), познакомились с В. Вейтлингом.

Осенью 1845 Маркс и Э. приступили к работе над «Немецкой идеологией» (нояб. 1845 — лето 1846). В ней они противопоставили свои диалектико-материалистич. взгляды непоследовательному, созерцательному антропологич. материализму Фейербаха, идеалистич. воззрениям младогегельянцев, в особенности М. Штирнера, и распространённому тогда среди части нем. рабочих и интеллигенции «истинному социализму». В «Немецкой идеологии» впервые было дано развёрнутое изложение материалистич. понимания истории как цельной концепции и исходных положений нового, революц. мировоззрения — научного коммунизма’, обоснована историч. неизбежность установления коммунистич. строя.

Маркс и Э. были не только творцами революц. науки пролетариата, но и создателями его революц. партии. С этой целью они организовали Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет (нач. 1846) и призвали своих сторонников в Германии и др. странах Европы к созданию подобных комитетов. Брюссельский комитет выступил против уравнительного коммунизма Вейтлинга, против мелкобурж. «истинного социализма» и прудонизма. Для борьбы против «истинного социализма» К. Грюна, имевшего большое влияние на общины Союза справедливых в Париже, и установления контактов с франц. демократами и социалистами Брюссельский комитет направляет туда Э. в авг. 1846. Э. устанавливает отношения с Л.Бланом, с редактором газ. «La Reforme» Ф. Флоконом, становится её постоянным корреспондентом. Э. добился серьёзных успехов в пропаганде революц. .идей среди нем. рабочих в Париже. Благодаря его деятельности большинство местных общин Союза освободилось от влияния «истинного социализма» и стало искать революц. пути.

Под воздействием устной и печатной пропаганды Маркса и Э. руководство «Союза справедливых» в начале 1847 г. обратилось к ним с предложением вступить в Союз. Маркс и Э. сыграли гл. роль в коренной реорганизации Союза и разработке его научной программы. В июне 1847 в Лондоне при участии Э. состоялся 1-й конгресс Союза. При принятии нового Устава Э. добился утверждения принципов демократизма и централизма в организации Союза. На конгрессе был в основном одобрен «Проект Коммунистического символа веры», как тогда назывался программный документ, составленный гл. обр. Э. Этот проект был направлен для дальнейшего обсуждения в низовые организации с тем, чтобы ко 2-му конгрессу Союза составить окончат, проект программы. По предложению Маркса и Э. «Союз справедливых» был переименован в Союз коммунистов, а его старый утопич. девиз — «Все люди — братья!» был заменён новым лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». После конгресса Маркс и Э. развернули большую организац. работу. Они создали в Брюсселе окружной комитет Союза, к-рый возглавил Маркс, организовали Немецкое рабочее общество, подчинили своему влиянию газ. «Deutsche — Briisseler — Zeitung», к-рая с сер. 1847 стала ведущим органом коммунистич. пропаганды. Наиболее принципиальные статьи газеты с осени 1847 написаны Марксом и Э. При их руководящем участии была создана Брюссельская демократическая ассоциация — объединение демократов разных национальностей.

В середине окт. 1847 г. Э. возвратился в Париж. Он работает над укреплением местных общин Союза коммунистов, принимает активное участие в подготовке 2-го конгресса Союза, в обсуждении программных документов. Э. расширяет и уточняет проект программы Союза, к-рый он назвал «Принципы коммунизма». В письме к Марксу накануне конгресса Э. предложил отказаться от формы катехизиса и назвать проект программы «Коммунистическим манифестом».

На 2-м конгрессе Союза коммунистов (нояб.- дек. 1847) взгляды Маркса и Э. нашли единодушную поддержку и одобрение. Марксу и Э. было поручено составить окончательный вариант программы Союза. С выходом «Манифеста Коммунистической партии» (февр. 1848) революц. пролетариат обрёл научно обоснованную теоретич. и тактич. программу.

После Февр. революции 1848 г. Э. вместе с Марксом в Париже разрабатывает политич. платформу коммунистов в начавшейся Революции 1848-49 — «Требования Коммунистической партии в Германии» (март 1848). Они решительно выступили против авантюристич. деятельности нек-рых демократов и членов Союза коммунистов (Г. Гервег, А. Борнштедт), пытавшихся с помощью наспех сколоченного в Париже нем. легиона «импортировать» революцию в Германию. В связи с начавшейся в Германии революцией Центральный комитет Союза коммунистов принял решение о создании в Кёльне печатного органа для сплочения всех подлинно революц. и демократич. сил. В апр. 1848, организовав переезд неск. сот нем. революц. рабочих в Германию, Маркс и Э. приехали в Кёльн.

Здесь в июне 1848 вышел 1-й номер осн. Марксом и Э. «Новой Рейнской газеты». Возглавлявшаяся Марксом редакция га-геты (в неё входили Э., В. Вольф, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт, Э. Дронке и др.) была подлинным штабом массового революц. движения. Большинство передовых статей и др. материалов газеты написано Э. Ему принадлежат серии статей, посвящённые дебатам во Франкфуртском общегерманском парламенте и в прусском Нац. собрании, в к-рых Э. разоблачал предательство буржуазии, звал народ к решительной борьбе против пережитков феодализма и абсолютизма, к установлению революц. диктатуры. В июне 1848 Э. написал серию статей о июньском парижском восстании рабочих, к-рое он назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией.

Во время революции Э. принимал активное участие в массовых народных выступлениях. В сент. 1848 Э. был вынужден бежать из Германии. Поселившись в Лозанне (Швейцария), он участвует в рабочем движении и продолжает сотрудничать в «Новой Рейнской газете». В янв. 1849 Э. возвратился в Кёльн, где снова целиком включился в работу редакции газеты. Особенно большое внимание он уделял нац.-освободит, борьбе венг. и итал. народов. Почти каждый день Э. освещал в своих статьях воен. действия в Венгрии.

В мае 1849 в Рейнской провинции и в Юго-Зап. Германии развернулась вооруж. борьба нар. масс, в к-рой Э. принял деятельное участие. Он участвует в Эльберфельдском восстании, в четырёх крупных и во мн. мелких сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революц. армии Э. пришлось искать убежище в Швейцарии.

В нояб. 1849 Э. приехал в Лондон и активно включился в деятельность по реорганизации Союза коммунистов, в подготовку работ, обобщающих опыт революции и делающих дальнейшие шаги в разработке теории и тактики революц. пролетариата («Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии», 1850, и др.). Как член Центрального комитета Союза, Э. совместно с Марксом составляет важнейшие программные и тактич. документы Союза (мартовское и июньское «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов», 1850), подвергает критике лидеров мелкобурж. демократов, борется за сохранение политич. самостоятельности пролет, партии. Когда авантюристич. меньшинство чл. ЦК (К. Шаппер, А. Виллих) стало склоняться к союзу с мелкобурж. лидерами, поддерживая их призыв к немедленной революции в Германии, Э. решительно выступил против путчистов и их раскольнической деятельности, за единство Союза и его теоретич. принципов.

После поражения революции Маркс и Э. уделяют осн. внимание развитию теории. В нояб. 1850 Э. переехал в Манчестер, где работал в торг, конторе своего отца. Это позволило ему оказывать систематич. помощь Марксу, к-рый находился в крайне тяжёлых материальных условиях. «Не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса,- писал Ленин,- Маркс не только не мог бы кончить „Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 49).

Э. помогал Марксу и в журналистской работе, когда последний начал сотрудничать в прогрессивной амер. газ. «New York Daily Tribune». По просьбе Маркса Э. написал серию статей «Революция и контрреволюция в Германии», к-рые были опубл. в 1851-52 за подписью Маркса — официального корреспондента газеты. Это произведение сыграло значит, роль в разработке марксистской тактики руководства революцией и вооруж. борьбой. В 1851 Э. приступил к систематич. занятиям военной теорией, а в 1858 к изучению философских проблем естествознания. Перу Э. принадлежат статьи о Крымской войне, о нац.-освободит, войнах в Индии и Китае, об итало-франко-австр. войне, о Гражданской

войне в США, о франко-прус. войне («Заметки о войне», 1870-71), а также ряд статей и заметок по воен. вопросам для «Новой американской энциклопедии». Маркс высоко ценил воен. познания Э., шутливо называя его «мое военное министерство в Манчестере». Э. действительно стал военным теоретиком пролет, партии. Совм. с Марксом Э. разработал стратегию пролет, партии в нац.-освободит, движениях.

Замечательным памятником беспримерной дружбы и духовного общения между Э. и Марксом служит их переписка. В ней с диалектико-материалистических позиций освещаются самые различные вопросы их исследовательской и революц. деятельности. Особенно много внимания в переписке уделяется вопросам политич. экономии, связанным с работой Маркса над «Капиталом». Подписывая последний лист корректуры 1-го тома «Капитала», Маркс в авг. 1867 писал Э.: «Только тебе обязан я тем, что это стало возможным!» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 275). Велика роль Э. и в пропаганде «Капитала».

С созданием Международного товарищества рабочих — Интернационала 1-го (28 сент. 1864) Э. фактически становится одним из его руководителей. Он оказал большую помощь В. Либкнехту и А. Бебелю в борьбе против лассальянства,в создании революц. рабочей партия в Германии. Весьма существенной была поддержка, оказанная Э. ирл. демократам, а также социалистам др. стран. Вместе с Марксом он разрабатывает тактич. платформу Интернационала по ирл. вопросу, по вопросу о путях нац. воссоединения Германии («Военный вопрос в Пруссии и немецкая» рабочая партия», 1865) и о позиции междунар. пролетариата по отношению к австро-прус. и франко-прус. войне.

Роль Э. как вождя Интернационала особенно возросла после его переезда в сент. 1870 в Лондон. Он становится членом Ген. совета Интернационала. Э. горячо защищал Парижскую Коммуну 1871 на заседаниях Генерального совета, в печати и в многочисленных письмах, к-рые он вместе с Марксом направлял в различные страны. На Лондонской конференции Интернационала (сент. 1871) Э. активно выступал за осуществление заветов Коммуны и прежде всего за создание в каждой стране революц. рабочей партии, за необходимость установления диктатуры пролетариата. Эти идеи Маркс и Э. отстаивали и после конференции в борьбе против М. А. Бакунина и др. анархистов («Мнимые расколы в Интернационале», 1872; «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих», 1873, и др.). В 1873 Э. приступил к созданию своего главного труда, посвящённого философским проблемам естествознания, — «Диа-лектика природы», в к-ром он хотел дать диалектико-материалистич. обобщение всех важнейших достижений естественнонаучной мысли. Над рукописью Э. работал с большими перерывами в течение десяти лет (1873-1883), однако ему не удалось её закончить. Она содержит ряд глубоких положений, подтверждённых совр. развитием естествознания и философии.

Э. способствовал формированию и укреплению социалистич. партий в Германии, Франции, Испании, Италии, США и др. странах. В работах «К жилищному вопросу» (1872-73), «Об авторитете» (1873), «Бакунисты за работой» (1873),

«Эмигрантская литература» (1874- 1875) и др., в письмах к лидерам социалистич. партий Э. вёл борьбу против непролетарских направлений. Он призывал вождей социалистических партий к более глубокому усвоению революц. теории, к тщательной разработке партийных программ. Так, Э. решительно выступил против теоретич. уступок лассальянцам при создании объединённой партии и принятии Готской программы герм, социал-демократии. Письма Э. о Готской программе (А. Бебелю от 18- 28 марта, В. Бракке от 11 окт. 1875) разъясняют и дополняют знаменитую «Критику Готской программы» Маркса. Большую помощь оказал Э. и франц. социалистам в создании и принятии ими программы в 1880. Когда вокруг программы в партии развернулась борьба между марксистским (Ж. Гед и П. Лафарг) и реформистским (П. Брусе, Б. Малой) направлениями, Э. решительно поддержал франц. марксистов. После раскола франц. рабочей партии и выделения марксистского крыла в самостоятельную партию Маркс и Э. систематически помогали молодой партии, сотрудничали в её печатных органах, защищали её от нападок правых элементов в др. социалистич. партиях.

Одна из главных проблем растущего социалистич. движения во Франции и Германии 70-80-х гг., постоянно освещаемых в письмах Маркса и Э.,- усиление оппортунизма и методы борьбы против него. Наиболее острую борьбу Маркс и Э. вели против оппортунизма в социалистич. партии Германии. В сент. 1879 Маркс и Э. обращаются к руководству партии с «Циркулярным письмом». Цель этого документа — разоблачить оппортунистов, показать несостоятельность их капитулянтской тактики, их отказ от революц. классовой борьбы, от последовательно пролетарской позиции партии.

Большую теоретич. помощь оказал Э. нем. социал-демократии не только своими статьями в «Sozialdemokrat», но и работой «Анти-Дюринг» (1877-78), направленной против вульгарного материалиста и позитивиста Е. Дюринга. Критикуя фшгос. эклектику Дюринга, Э. осн. упор делает на защиту материалистич. диалектики как основы всего марксистского мировоззрения, подвергает критике взгляды Дюринга по вопросам политич. экономии и социализма, противопоставляет им осн. принципы марксистской политэкономии и научного коммунизма. Ленин охарактеризовал «Анти-Дюринг» как удивительно содержательную и поучительную книгу, в к-рой «…разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 11). Стремясь сделать более доступными для массового читателя важнейшие теоретич. положения «Анти-Дюринга», Э., по просьбе Лафарга и социалистов др. стран, переработал 3 главы «Анти-Дюринга» и опубл. их в виде брошюры «Развитие социализма от утопии к науке» (1880). Обе эти работы сыграли огромную роль в пропаганде марксизма как цельного мировоззрения, в его идейной победе в междунар. рабочем движении, в воспитании марксистских кадров в различных странах мира.

Теоретич. работа Э. часто прерывалась в связи с выполнением актуальных задач революц.-практич. деятельности, а также по причинам личного порядка. В 1878 умерла его вторая жена — Лидия Берне- сестра Мэри Берне, умершей в 1863. В последующие годы тяжёлые утраты постигли семью Маркса. Резко ухудшилось здоровье самого Маркса. Э. тяжело переживал утрату самых близких ему людей и прилагал огромные усилия, чтобы помочь Марксу. 14 марта 1883 скончался Маркс. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться»,- писал в эти дни Э. (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 384).

На самого Э. легла задача огромной трудности. Предстояло из многочисл. черновых рукописей и даже фрагментов составить окончат, текст не изданных Марксом томов «Капитала». Этой работой Э. был занят почти до конца своей жизни — в 1885 вышел 2-й т., в 1894 — 3-й т. «Капитала». «Действительно, эти два тома „Капитала»,- писал Ленин,- труд двоих: Маркса и Энгельса» (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 12). Помимо этого, Э. подготовил третье и четвёртое нем. издание 1-го тома «Капитала», а также англ, издание 1-го тома, что потребовало от него огромной работы.

Параллельно с работой над «Капиталом» Э. создал ставшие классическими труды, знаменовавшие дальнейшую ступень в развитии марксистской мысли,- «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Ленин оценил работу Э. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» как «…одно из основных сочинений современного социализма…» (там же, т. 39, с. 67). В ней Э. значительно обогатил марксистское учение об общественно-экономич. формации, о возникновении и развитии семьи, классов, государства.

В условиях, когда среди бурж. и части с.-д. интеллигенции в Германии стал наблюдаться поворот от гегельянства и вульгарного материализма к неокантианству и позитивизму, Э. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» с особой силой подчеркнул классовый, партийный характер философии. Говоря о том, что корни всех политич. и идеологич. надстроек следует искать в материальном, экономич. базисе общества, Э. предупреждал против вульгарного истолкования этого положения. Он решительно выступил против игнорирования обратного воздействия надстройки на базис общества. Существенным дополнением к этой работе являются письма Э. об историч. материализме (1890-94), в к-рых дан глубокий анализ осн. положений материалистич. понимания истории.

«После смерти Маркса, — писал Ленин,- Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов… Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса» (там же, т. 2, с. 13). Продолжая борьбу против оппортунизма, Э. в ряде своих произведений вскрыл его корни, в частности в герм, социал-демократии. Особенно большое значение он придавал выработке нем. социал-демократами марксистской программы партии. Когда В. Либкнехт в 1890 в одной из своих речей попытался взять под защиту Готскую программу, Э. в ответ опубликовал в 1891 марксову «Критику Готской программы». Он также подверг критике один из предварительных проектов программы, подготовленный к съезду партии в Эрфурте в 1891, дал чёткое определение оппортунизма: «Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня, …это принесение будущего движения в жертву настоящему…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 237). В то же время он предостерегал англ, и амер. социалистов от догматизма и левого сектантства. Он призывал их идти в рабочие массы, работать в профсоюзах, создавать массовые рабочие партии. Когда созрели условия для создания нового междунар. объединения социалистич. партий, Э. взял на себя подготовку созыва интернационального конгресса в Париже в 1889. Опираясь на гедистов и герм, социал-демократию, Э. добился осуществления своей цели — создания Интернационала 2-го на марксистской основе.. В эти же годы Э. предупреждал европейских социалистов о

грозящей опасности возникновения мировой войны, призывал рабочий класс бороться за сокращение вооружений. Этому вопросу Э. посвятил ряд статей. Стремясь разъяснить нем. и франц. социалистам марксистскую тактику в аграрном вопросе и одновременно нанести удар по оппортунизму, Э. написал в 1894 брошюру «Крестьянский вопрос во Франции и Германии». В ней Э. подчеркнул значение союза рабочего класса и крестьянства, указал, что единственный путь избавления мелкого крестьянства от пролетаризации — социалистич. кооперирование при условии строгого соблюдения принципа добровольности.

С огромным интересом следил Э. за революц. движением в России, поддерживал связи с его видными деятелями (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным, С. М. Степняком-Кравчинским и др.). Высоко ценя критич. мысль и поиски революц. теории Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их соратников, отмечая их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Э. вместе с тем критиковал их народнические иллюзии. С большой радостью встретил он весть об образовании среди рус. социалистов первой марксистской группы «Освобождение труда». Э. ведёт систематич. переписку с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич, помогает им своими советами и личным участием в их судьбах.

Э. питал глубокую надежду, что доживёт до краха русского царизма и победы социалистической революции в развитых странах Европы. Э. считал, что русская революция окажет огромное воздействие на всё развитие мирового революц. процесса. Он мечтал о том, чтобы увидеть торжество социалистич. революции.

Однако организм Э. уже подтачивала болезнь — рак пищевода. В 1894 г. состояние его здоровья сильно ухудшилось; 5 авг. 1895 г. Фридрих Энгельс умер. Согласно его воле, тело Э. было предано кремации; урна с прахом была опущена в море у Истборна (Великобритания) — любимого места отдыха Э.

* * *

Как подчёркивал Ленин, «нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 93).

Жизненный путь и духовное развитие Э. убедительно раскрывают его выдающуюся роль в разработке марксизма. Э., как и Маркс, является одним из основоположников материалистич. понимания истории. Э. совм. с Марксом предпринял диалектико-материалистич. переработку бурж. политич. экономии. Величайшей заслугой Э. является завершение, издание и пропаганда «Капитала» — труда всей жизни Маркса. Создав вместе с Марксом диалектич. материализм, материалистич. понимание истории и научный коммунизм, Э. в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретич. источники. Этим Э. в огромной мере способствовал победе марксизма в междунар. рабочем движении в 90-е гг. 19 в. Разрабатывая совм. с Марксом учение об общественно-экономич. формациях, Э. раскрыл ряд специфич. закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феод, обществ, возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства. В последние годы жизни Э. уделил значит, внимание вопросу о взаимоотношении экономич. базиса, политич. и идеологич. надстроек. Он подчёркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определённых классов, их борьбы за политич. господство, правовых отношений, идеологии. Велико его участие в разработке марксистского учения о лит-ре и иск-ве. Ряд областей марксистской науки является в значит, мере результатом самостоят, вклада Э. К их числу относятся: учение о диалектич. закономерностях в природе и в естествознании, к-рое полностью одобрялось Марксом, вопреки утверждениям совр. фальсификаторов, диалектико-материалистич. учение об армии и воен. деле и др.

Маркс и Э. настаивали на единстве революц. теории и практики междунар. рабочего движения. Они совместно разработали науч. программу, стратегию и тактику пролетариата, обосновали его всемирно-историч. роль как творца нового общества, необходимость создания его революц. партии, осуществления социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Э. явились пламенными провозвестниками и пропагандистами пролет, интернационализма и организаторами первых междунар. объединений рабочего класса — Союза коммунистов и 1-го Интернационала. Приверженность принципам интернационализма они рассматривали как неотъемлемую черту подлинно пролет, партии. Маркс и Э. постоянно указывали на творческий характер революционной теории.

Особенно велики заслуги Э. в последние годы жизни. Он развил марксистскую науку, обогатил марксистскую стратегию и тактику новыми теоретич. обобщениями, развернул борьбу против оппортунизма и левого сектантства, против догматизма в социалистич. партиях. Работая над завершением 3-го тома «Капитала», Э. в своих дополнениях к нему подметил нек-рые черты, свойственные новому периоду развития капитализма — империализму.

Утверждения совр. апологетов капитализма об устарелости марксизма выражают банкротство бурж. идеологии, страх перед растущим воздействием марксизма на общественную жизнь.

Как высшее достижение научной мысли, учение Маркса и Э. не устаревает. Это учение «…всесильно, потому что оно верно»,- писал Ленин (там же, т. 23, с. 43).

Новый этап в развитии и распространении идей Маркса и Энгельса и начало борьбы за широкое претворение их в жизнь связаны с именем и деятельностью В. И. Ленина.

Сочинения: Маркс К. и Энгельс Ф.,Соч., 2 изд., т. 1 — 47, 49.

Литература:

Ленин В.И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о ж е, Фридрих Энгельс, там же, т. 2; его ж е, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его ж е, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же; его же, Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844-1883», 2 изд., М., 1968; его же, Маркс, Энгельс, марксизм. Сб., 7 изд., М., 1974; Основоположник научного коммунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения К. Маркса, М., 1968; Постановление ЦК КПСС о 150-летии со дня рождения Фридриха Энгельса, в кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1971), 8 изд., т. 10, М., 1972, с. 216 — 17; Рязанов Д.Б., Очерки по истории марксизма, 2 изд., т. 1-2, М.- Л., 1928; Кедров Б. М., Энгельс и естествознание, М., 1947 ; е г о же, Классификация наук, кн. 1, М., 1961; Кандель Е. П., Маркс и Энгельс — организаторы Союза коммунистов, М., 1953; его же, Фридрих Энгельс. М., 1960; Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М., 1956; Степанова Е. А., Фридрих Энгельс, 2 изд., М., 1956; Серебряков М. В., Ф. Энгельс в молодости, Л., 1958; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1-3, М., 1959 — 68; Маркс и Энгельс и первые пролетарские революционеры, М., 1961; Леонтьев Л.А., Энгельс и экономическое учение марксизма, М., 1965; Малыш А. И., Формирование марксистской политической экономики, М., 1966;

Тартаковский Б. Г., Ф. Энгельс — советник и учитель международного пролетариата (1875 — 1895), М., 1966; К. Маркс и Ф. Энгельс и революционная Россия, М..1967; Михайлов М.И., История Союза коммунистов, М., 1968; Русские современники о К.Марксе и Ф.Энгельсе, М., 1969; Бабин А. И., Ф. Энгельс — выдающийся военный теоретик рабочего класса, М., 1970; Энгельс — теоретик, М., 1970; Фридрих Энгельс — мыслитель и революционер, Прага, 1970; Фридрих Энгельс — один из основоположников научного социализма, Берлин,1970; Энгельс и проблемы истории, М., 1970; Ч аги н Б. А., Создание и развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма, Л.. 1970; Колп некий Н. Ю., Деятельность Ф. Энгельса в годы I Интернационала М., 1971; Фридрих Энгельс. Биография, пер. с нем., М., 1972; Багатурия Г. А., Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе, М., 1972; Оизерман Т. И., Формирование философии марксизма, 2 изд., М., 1974; Фридрих Энгельс. Биография, 2 изд., М., 1977; Литературное наследство К. Маркса н Ф. Энгельса. История публикации и изучения в СССР, М., 1969; Mayer G., Friedrich Engels. Eine Biographie, 2 Aufl., Bd 1 — 2, Haag, 1934; F б г d е г H., Marx und Engels am Vorabend der Revolution, В., 1960; В a r t e 1 H., Marx und Engels im Kampf um ein revolutionares deutsches Parteiorgan 1879 — 1890, В., 1961; U 1 1 r i с h H., Der junge Engels. Eine historisch-biographischeStudie seiner weltanschau lichen Entwicklung in den Jahren 1834-1845, Tl 1 — 2, В , 1961 — 66; К u n d e 1 E., Marx und Engels im Kampf um die revolutionare Arbeitereinhcit. Zur Geschichte des Gothaer Vereinignngskongresses von 1875, В., 1962; В е с k e r G KarJ Marx und Friedrich Engels in Koln 1848- 1849, В., 1963; S t r e у J., W i n k’l e г G Marx und Engels 1848-49, В., 1972

П. Кандель.

 

По материалам Большой Советской Энциклопедии

Просмотров: 75

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code