«

»

К ВОПРОСУ О РОЛИ СЛУЧАЙНОСТИ В ИСТОРИИ

История носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой случай, как характер людей, стоящих вначале во главе движения.

Карл Маркс

В этой великолепной цитате с полной ясностью выражена основная идея марксизма по вопросу о роли случайностей в развитии общества. Случайности, конечно, не могут остановить развитие общества, которым управляют объективные, т.е. не зависящие от воли, сознания и намерения людей, законы, но они могут ускорить или замедлить его.

Незнание этой диалектической связи между закономерностью и случайностью обычно ведёт к противопоставлению их: одно будто бы исключает другое; а это последнее обстоятельство порождает в головах идеалистов — буржуазных идеологов — ужасную путаницу.

Если мы становимся на точку зрения, что в мире всё происходит только закономерно, следовательно, в мире всё только необходимо, то мы неизбежно приходим к фатализму, т.е. к убеждению, что всё в мире заранее предопределено. А от фатализма к религии только один шаг, поскольку неизбежно возникает вопрос: а что же предопределяет все события, и ответ может быть один — бог. Но религиозное объяснение мира является пошлым; это признают даже буржуазные идеологи. Наоборот, при отрицание всякой закономерности (необходимости) невозможно было бы решать научные и практические задачи. Если бы люди стали бы отрицать закономерность в явлениях природы, то они не смогли бы, например, строить летательные аппараты; только признание людьми наличия закономерностей в явлениях аэромеханики и их способность познавать их и позволяет им строить самолёты, космические корабли и т.д. То же самое в отношении общества. Тот факт, что общество до сих пор развивалось так, а не иначе, что в данной стране существует такой-то общественный строй, а не иной — всё это, согласно этой точке зрения, плод чистейшей случайности; самое незначительное явление способно якобы вызвать грандиозные последствия для судеб человечества. И в этом случае человек просто оказывается рабом каких-то внешних сил.

В действительности необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие может быть и необходимым и случайным одновременно — необходимым в одном отношении и случайным в другом. Молоко, прокисшее случайно, является необходимым продуктом для изготовления других, кисломолочных, продуктов. Короче говоря, абсолютизация необходимости и отрицание случайности и, наоборот, абсолютизация случайности и отрицание необходимости неизбежно ведут к субъективному представлению о мире, что, конечно же, антинаучно.

В мире всё связано, обусловлено, всё имеет свою причину. Но то, что происходит с вещами и явлениями, может иметь причину в них самих, проистекать из их внутренней природы, а может вызываться другими вещами и явлениями, которые имеют чисто внешнее, случайное отношение к данным вещам и явлениям. С другой стороны, в мире нет таких вещей, явлений, поведение которых обусловливалось либо только внешними факторами, либо их внутренними особенностями. Всякое внешнее воздействие на предмет преломляется его внутренней природой. Когда семя какого-нибудь растения прорастает именно в данном месте, а, не в другом, это случайно. Но сама способность растения к росту — необходимость для него, обусловленная его внутренними свойствами. В то же время ни одна вещь не отгорожена непроходимой стеной от других вещей. Влияние этих последних на неё бесконечно многообразны, и они накладывают отпечаток на те процессы, которые происходят с данной вещью в силу её внутренней природы. Поэтому всякая необходимость пробивает себе дорогу через цепь случайностей и проявляется в них. Случайности могут замедлить или ускорить необходимо совершающийся процесс, придать ему ту или иную форму. Короче говоря, изолированно друг друга, в чистом виде, необходимость и случайность не существуют. Вместе с тем необходимость выступает в том или ином процессе как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу всегда через массу случайностей.

Теперь, после того, как мы рассмотрели, в самом общем, виде марксистскую диалектику необходимости и случайности, мы можем приступить к рассмотрению роли случайности в истории.

В различных исторических условиях взаимосвязь необходимости и случайности проявляется неодинаково. Господство частной собственности в капиталистическом обществе лишает людей возможности контролировать производство в масштабах всего общества. Вследствие этого здесь царят закон конкуренции и анархия. Поэтому экономическая необходимость — производство жизненно необходимых средств существования — здесь пробивает себе дорогу через массу случайных колебаний цен на рынке, зависимых от столь же случайных изменений спроса и предложения; случайно же распределяется рабочая сила и т.д. Отсюда кажется, что экономические кризисы, которые вот уже на протяжение более 200 лет повторяются регулярно каждые 8-10 лет, порождаются этими случайностями. Но уже простой факт, что конкуренция и анархия являются следствием частной собственности, показывает, что все эти случайности обусловлены именно частной собственностью. Следовательно, причина экономических кризисов кроется в самой природе капитализма.

Но буржуазные экономисты отрицают возникновение кризисов из самой природы капитализма. Они с маниакальным упорством настаивают, что экономические кризисы обусловлены случайными причинами, которые якобы могут быть устранены при сохранении капиталистического производства. Для обоснования этого утверждения они создали сотни теорий, в которых якобы доказывается, что экономические кризисы присущи только начальной стадии развития капитализма — свободной конкуренции. Логика всех этих теорий сводится к одному простому тезису. Дескать, свободная конкуренция по мере своего развития приводит к государственно-монополистическому капитализму, который, в свою очередь, коренным образом изменяет природу капитализма, уничтожает анархический характер развития экономики, позволяет регулировать общественное хозяйство и, таким образом, избавляет общество от кризисов.

Но допустим, хотя бы на секунду, что мировые капиталистические монополии договариваются между собой устранить анархию в общественном хозяйстве опять-таки с целью «цивилизованной» эксплуатации трудящихся классов, как это вытекает из пресловутой теории «ультраимпериализма» К. Каутского и Р. Гильфердинга.

Спрашивается, можно ли при допущении даже этой маниловщины избавиться от кризисов? Нет, нельзя. И вот почему. Капиталистический способ производства — это специфический способ производства. Специфичность его состоит в том, что его конечной целью является не сам продукт, как таковой, а стоимость, или, точнее говоря, меновая стоимость, т.е. деньги. «Цель капиталистического производства — это, прежде всего, присвоение стоимости, денег, абстрактного богатства». (К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 2, с. 560 ).

Но стоимость есть величина переменная. Она растёт или падает в обратном отношении к производительной силе труда: чем больше производительная сила труда, тем меньше стоимость; и, наоборот, чем меньше производительная сила труда, тем больше стоимость. Между тем законом развития всякого производства является постоянный рост производительной силы труда, следовательно, постоянное падение стоимости. А это фактически означает, что, в условиях капиталистического производства, падение стоимости порождаемое развитием производительной силы труда представляет собой закон, который в известный момент самым резким образом приходит в столкновение с развитием производительной силы труда и поэтому постоянно должен преодолеваться посредством кризисов.

Здесь, однако, во избежание возможных недорозумений, следует сказать. Во всех марксистских учебниках по политической экономии говорится, что причина экономических кризисов заключается в противоречии между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения продуктов производства. Это верно. Но это противоречие есть лишь выражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей: потребительной стоимости и стоимости, под другим углом зрения. «Капитал как самовозрастающая стоимость заключает в себе не только классовые отношения, не только определённый характер общества, покоящийся на том, что труд существует как наёмный труд. Капитал есть движение, процесс кругооборота, проходящий различные стадии…» (К. Маркс, Капитал, т. 2, с. 121).

Пока сохраняется капиталистическое производство, кризисы неизбежно будут повторяться подобно тому, как происходит смена времён года.

Но было бы ошибкой считать, что экономические кризисы, во время которых разрушаются гигантские производительные силы, уничтожается масса готовой продукции и расточается главная производительная сила общества — рабочая сила, сами по себе приведут к автоматическому краху капитализма. Отнюдь. Каждый кризис образует исходный пункт для нового производства опять-таки для того, чтобы, совершив полный цикл капиталистического производства (кризис, депрессия, оживление, подъём, кризис), снова свалиться в бездну краха.

Чтобы уничтожить кризисы, надо уничтожить капитализм, основанный на господстве частной собственности, и на его месте построить социализм, основанный на господстве общественной собственности. Ярким пример этого — социалистическое общество — СССР, где именно вследствие уничтожения частной и установления общественной собственности экономических кризисов не было.

Общественная собственность, господствующая при социализме, коренным образом изменяет характер действия и возможности использования экономических законов.

Во-первых, в противоположность частной собственности на землю и средства производства, которая разъединяет производителей, порождает конкуренцию и анархию производства, общественная собственность объединяет действия производителей в едином хозяйстве с единым руководством. Вследствие этого возникает необходимость и возможность контролировать общественное производство в масштабах всего общества, планомерно, сознательно использовать действие экономических законов в интересах всех членов общества.

Во-вторых, при социализме производство ведётся не в целях присвоения стоимости, денег, словом — прибыли, а в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Следовательно, при социализме уничтожается противоречие между развитием производительной силы труда и целью производства. Но тем самым исключается и возможность экономических кризисов. Для развития производительной силы труда здесь открывается широкий простор. Чем выше становится производительная сила труда, тем больше производится материальных и культурных благ. А чем больше производится материальных и культурных благ, тем полнее удовлетворяются потребности всего общества в них.

Короче говоря, при социализме в силу действия присущих ему закономерностей люди получают возможность предвидеть ход исторических событий и планировать свою деятельность во всех областях жизни. Экономическая необходимость — производство жизненно необходимых средств существования — проявляется здесь через сознательную, целенаправленную деятельность людей. Сознательна, планомерная деятельность людей, резко ограничивает роль случайностей при социализме. Однако и при социализме имеют место и действуют случайности. В экономике бывают случаи, когда в силу просчётов в планирования, возникают диспропорции в темпах развития различных отраслей, в объёмах производства различных видов продукции. Иногда случайности связаны с неблагоприятными погодными условиями. Все эти случайности, конечно, создают проблемы в экономике. Но принципиальное отличие социализма от капитализма состоит в том, что социалистическое общество имеет возможность своевременно вскрывать возникшие проблемы в хозяйственной жизни и оперативно устранять их. Но превращение этой объективной возможности в действительность зависит от людей, от их умения познавать и использовать объективные законы общественного развития в планировании и управлении общественным хозяйством.

Вместе с тем социалистическое общество, как и всякое другое общество, не застраховано и от таких случаев, когда в силу случайных событий во главе социалистического государства могут оказаться люди посредственные, безвольные и бесчестные. Яркий пример такого случая — естественная смерть Сталина, наступившая 5 марта 1953 года.

Известно, что в 1951 году ЦК ВКП (б) организовал дискуссию для разработки единого учебника политической экономии. Точно так же известно всем, что по итогам этой дискуссии Сталин в 1952 году написал знаменитые «Экономические Проблемы Социализма в СССР», где прямо говорит, что «Основная ошибка товарищей Саниной и Венжера состоит в том, что они не понимают роли и значения товарного обращения при социализме, не понимают, что товарное обращение несовместимо с переспективой перехода от социализма к коммунизму. Они видимо, думают, что можно и при товарном обращении перейти от социализма к комумунизму, что товарное обращение не может помешать этому делу. Это глубокое заблуждение, возникшее на базе непонимания марксизма…

Ну, а мы, марксисты, исходим из известного марксистского положения о том, что переход от социализма к коммунизму и коммунистический принцип распределения продуктов по потребностям исключают всякий товарный обмен, следовательно, и превращение продуктов в товары, а вместе с тем и превращение их в стоимость.

Дело в том, что излишки колхозного производства поступают на рынок и включаются таким образом в систему товарного обращения… Нужно выключить излишки колхозного производства из системы товарного обращения и включить их в систему продуктообмена между государственной промышленностью и колхозами… Такая система потребует громадного увеличения продукции, отпускаемой городом деревне, поэтому ее придется вводить без особой торопливости, по мере накопления городских изделий. Но вводить ее нужно неуклонно, без колебаний, шаг за шагом сокращая сферу действия товарного обращения и расширяя сферу действия продуктообмена». (И. Сталин, Экономические Проблемы Социализма в СССР, 1952 г.).

Итак, здесь Сталин прямо говорит, что дальнейшее сохранение товарного обращения при социализме неменуемо приведёт к реставрации капитализма. И здесь же он намечает меры для недопущения этого, а именно: сокращать сферу товарного обращения и расширять сферу продуктообмена.

Так обстояли дела с созданием учебника политической экономии в СССР.

Предполагалось, что учебник политической экономии выйдет в 1953 году. Но этого не произошло. Учебник политической экономии вышел в конце 1954 года, т.е. спустя более чем через год после смерти Сталина. И, как это ни «странно», в этот учебник не вошло самое существенное замечание Сталина, а именно: вводить продуктообмен «неуклонно, без колебаний, шаг за шагом сокращая сферу действия товарного обращения и расширия сферу действия продуктообмена». Наоборот. В учебнике политической экономиии чёрным по белому написано: 1) «В меру роста изобилия продуктов будут созданы предпосылки для перехода от распределения по труду к распределения по потребностям. В связи с этим важное значение имеет дальнейшее всемерное развёртывание торговли. Торговля остаётся основной формой распределения предметов потребления в течени всего периода постепенного перехода от социализма к коммунизму». (ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. УЧЕБНИК, с. 569).

Ни один человек не станет отрицать, что здесь произошла явная подмена самого существенного (ключевого) момента содержания учебника политической экономии, а именно: вместо дальнейшего развёртывания продуктообмена, — дальнейшее всемерное развёртывание торговли. И ни один человек не станет отрицать, что умри Сталин не 5 марта 1953 года, а, скажем, 5 марта 1954 года, то такой подмены никак не могло бы быть. Словом, условия и обстоятельства, возникшие в СССР после естественной смерти (простой случайности) Сталина, дали возможность агентуре мировой буржуазии подменить мраксистскую экономической науку буржуазной; а вместе с этой подменой в социалистическом обществе возникла и устойчивая тенденция к реставрации капитализма в СССР. Так «случайность» превратилась в «необходимость». В 1958 году Советское государство продало колхозам основные средства производства (МТС), несмотря на очевидность того, что эта продажа расширит сферу дествия товарного обращения, которое, в свою очередь, неумолимо приведёт к полной реставрации капитализма в СССР.

Но могут спросить: а как же марксистское положение о том, что в общественном развитии решающей силой являются народные массы, а не личности? Этот вопрос правомерен. С этим никто не спорит. Но «Нас интресует то, как из отдельных идей вырабатывается система идей (теория социализма), как отдельные идеи и идейки связываются в одну стройную систему — теорию социализма, и кем вырабатываются и связываются. Масса даёт своим рукодителям программу и обоснование программы или рукодители массе? Если сама масса и её стихийное движение дают нам теорию социализма, то нечего ограждать массу от вредного влияния ревизионизма, терроризма, зубатовщины, анархизма: «стихийное движение само из себя рождает социализм». Если же из себя не рождает стихийное движение теорию социализма (не забудь, что у Ленина речь идёт о теории социализма), значит, последняя рождается вне стихийного движения, из наблюдения и изучения стихийного движения людьми, вооружёнными знаниями нашего времени». (И. Сталин, т. 1, с. 57). Говоря другими словами: социализм, возникая стихийно, по мере своего развития с необходимостью становится на научную основу, которую создают и дают трудящимся классам рукодители, вожди рабочего движения; подобно тому, как самолёты можно построить на основе научной теории айромеханики, так и социализм может победить только на основе научной теории социализма. А это последнее обстоятельство зависит от такой “случайности», как характер вождей рабочего движения. И такова диалектика коммунистического революционного движения.

В России во главе социалистической революции стоял В. Ленин, и социалистическая революция победила. В Германии же во главе социалистической революции стоял К. Каутский, и социалистическая революция потерпела поражение; хотя материальные условия для её совершения в Германии были гораздо благопритнее, чем в Росcии. Между тем К. Каутский блестяще владел теорией социалистической революции К. Маркса и николько не сомневался в том, что она проявляется в завоевании политической власти пролетариатом. Вот что писал К. Каутский в 1908 году. «Современный коммунизм может осуществиться только благодаря приобретению власти, которая в состоянии подчинить себе всю общественную жизнь и преобразовать её. Такой властью является государственная власть. Поэтому завоевание политической власти пролетариатом является первым условием осуществления современного коммунизма». (К. Каутский, «Происхождние христианства», с. 435, 1908 г.).

Но уже в 1912 году он отказался от этого марксистского тезиса и стал проповедовать идею, что с установлением капиталистических монополий, капитализм потерял свой антинародный характер, что он стал «организованным», «безкризисным», «мирным». Поэтому теперь рабочему классу не следует вести борьбу за политическую власть.

Разве этот случай с К. Каутским не доказывает, что среди случайностей, влияющих на революционный процесс, есть и такой случай, как характер людей, возглавляющих это революционный процесс? Доказывает!

Трудно представить себе более крупное поражение, чем то, которое потерпел рабочий класс СССР. Но что же из этого? Не потребовала ли борьба буржуазии за своё экономическое и политическое господство более 200 лет бепримерных битв? И не потерпела ли она своё первое поражение от пролетариата в тот момент, когда она считала своё положение более прочным, чем когда бы ни было? «Уже давно прошли времена, когда господствовал суеверный взгляд, приписывающий возникновение революции злонамеренности кучки агитаторов. В настоящее время всякий знает, что где бы ни происходило революционное потрясение, за ним всегда кроется известная общественная потребность, удовлетворению которой мешают отжившие учреждения. Ощущение этой может быть ещё не настолько сильным, не настолько всеобщим, чтобы обеспечить непосредственный успех; но всякая попытка насильственно подавить эту потребность лишь заставляет её выступать с возрастающей силой до тех пор, пока, наконец, она не разобьёт своих оков. Поэтому, если мы и разбиты, нам не остаётся ничего другого, как начинать сначала». (Ф. Энгельс, Революция и контрреволюция в Германии).

За рабочий класс!

Рафик Кулиев

17 июня 2015 г.

Просмотров: 922

10 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Гаврош.

    Рафик Кулиев пишет:

    «Между тем К. Каутский блестяще владел теорией социалистической революции К. Маркса и николько не сомневался в том, что она проявляется в завоевании политической власти пролетариатом. Вот что писал К. Каутский в 1908 году. «Современный коммунизм может осуществиться только благодаря приобретению власти, которая в состоянии подчинить себе всю общественную жизнь и преобразовать её. Такой властью является государственная власть. Поэтому завоевание политической власти пролетариатом является первым условием осуществления современного коммунизма». (К. Каутский, «Происхождние христианства», с. 435, 1908 г.).

    Но уже в 1912 году он отказался от этого марксистского тезиса и стал проповедовать идею, что с установлением капиталистических монополий, капитализм потерял свой антинародный характер, что он стал «организованным», «безкризисным», «мирным». Поэтому теперь рабочему классу не следует вести борьбу за политическую власть.

    Разве этот случай с К. Каутским не доказывает, что среди случайностей, влияющих на революционный процесс, есть и такой случай, как характер людей, возглавляющих это революционный процесс? Доказывает!»

    Разве оппортунизм и ревизионизм К. Каутского, это случайность?
    А где же германская социал-демократия, ЦК, наконец.
    Разве К.Каутский в одиночку вёл рабочий класс Германии?

    «Предполагалось, что учебник политической экономии выйдет в 1953 году. Но этого не произошло. Учебник политической экономии вышел в конце 1954 года, т.е. спустя более чем через год после смерти Сталина. И, как это ни «странно», в этот учебник не вошло самое существенное замечание Сталина, а именно: вводить продуктообмен «неуклонно, без колебаний, шаг за шагом сокращая сферу действия товарного обращения и расширия сферу действия продуктообмена». Наоборот. В учебнике политической экономиии чёрным по белому написано: 1) «В меру роста изобилия продуктов будут созданы предпосылки для перехода от распределения по труду к распределения по потребностям. В связи с этим важное значение имеет дальнейшее всемерное развёртывание торговли. Торговля остаётся основной формой распределения предметов потребления в течени всего периода постепенного перехода от социализма к коммунизму». (ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. УЧЕБНИК, с. 569).

    Ни один человек не станет отрицать, что здесь произошла явная подмена самого существенного (ключевого) момента содержания учебника политической экономии, а именно: вместо дальнейшего развёртывания продуктообмена, — дальнейшее всемерное развёртывание торговли. И ни один человек не станет отрицать, что умри Сталин не 5 марта 1953 года, а, скажем, 5 марта 1954 года, то такой подмены никак не могло бы быть. Словом, условия и обстоятельства, возникшие в СССР после естественной смерти (простой случайности) Сталина, дали возможность агентуре мировой буржуазии подменить мраксистскую экономической науку буржуазной; а вместе с этой подменой в социалистическом обществе возникла и устойчивая тенденция к реставрации капитализма в СССР. Так «случайность» превратилась в «необходимость». В 1958 году Советское государство продало колхозам основные средства производства (МТС), несмотря на очевидность того, что эта продажа расширит сферу дествия товарного обращения, которое, в свою очередь, неумолимо приведёт к полной реставрации капитализма в СССР.

    Тоже самое можно говорить о роли хрущёвцев, убивших И.В. Сталина, демонтировавших социализм и разрушивших СССР.
    С самого рождения в рядах РСДРП, а затем ВКП(б) постоянно существовала классовая борьба между большевизмом(идеология пролетариата) и меньшевизмом(идеология мелкой буржуазии).
    В.И. Ленин не случайно говорил о систематических чистках рядов партии от хануриков и примазавшихся. Приём в партию проводить через рабочие коллективы участков, цехов. В состав ЦК избирать проверенных, теоретически подготовленных товарищей, которые не теряют связь с первичным П/О, трудовыми коллективами. ВКП(б) была сильна тесной связью с трудовыми коллективами заводов и фабрик, колхозов и совхозов.
    Хрущёвцы выбросили прочь эти принципы деятельности партии, обюрократились и предпочли «почивать на лаврах», превращаясь в «князьков».
    Нет, хрущёвцы и Хрущёв, это не случайность. Это итог потери боевитости и чистоты рядов партии — КПСС.

    1. nigmati

      Каутский и руководство германской социал-демократии начали свой уклон гораздо раньше 1912 года, при жизни Энгельса. И совершенно не случайно. Голову вскружило всеобщее избирательное право. Но самое главное в том, что для кого-то всеобщее избирательное право было пределом революции, хотя эти кто-то (тот же Каутский) состояли в рядах социал-демократии.

      Кстати, и после 1912 года, Каутский все также на словах был за взятие политической власти рабочим классом, но демократическим путем, но с оговоркой, без диктатуры пролетариата, но с утверждением, что оказавшись в меньшинстве, рабочий класс должен уметь отказаться от политической власти временно. Нужно оценить уровень демагогии. И главное все это со ссылками на Маркса и с обвинениями в непоследовательности Ленина.

      Нужно в данном случае смотреть не на маневры человека, хотя и в его деятельности есть диалектика, а на события, которые его привели к тем или иным действиям.

      Это только уточнение для того, чтобы избежать наскоковых характеристик.

      1. большевик

        Нигмати, я привёл цитату из работы Каутского, написанной им в 1908 году. Но дело не в этом, а в том, что ты просто не понимаешь, как и Гаврош, диалектики. Да и вообще читать не умеешь. В противном случае ты обратил бы внимание на цитату Маркса, приведённой мной в эпиграфе, и понял бы, что выступаешь не против меня, а, даже страшно сказать, самого КАРЛА МАРКСА.

        1. nigmati

          Тов. Кулиев, я в данном случае совершенно не выступал против вашей статьи и против случайностей в истории, которые в том числе связаны с поступками и личной судьбой людей в революции. Мне не понравилось высказывание Гавроша о том, что Каутский изменил марксизму после 1912 года. Только это…

          Утверждение заключается в том, что его ренегатство началось еще при жизни Энгельса, когда будучи редактором «Нового времени» он сначала изменил текст «Критики готской программы», а затем и текст последней публикации Энгельса. Это было сделано якобы из цензурных соображений, но Энгельс,между прочим, страшно ругался на эти цензурные соображения, указывая на то, что социалисты устроили более зверскую цензуру, чем Бисмарк.

          Но печалька сводится к тому, что, зная подлинные тексты Маркса и Энгельса, Каутский после 1912 года ссылался на исправленные им самим тексты. Например, утверждал, что Маркс добивался ДЕМОКРАТИИ, а употребление термина ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА — случайно, что Маркс и Энгельс ИЗМЕНИЛИ взгляд на революцию и требовали исключительно выборной борьбы пролетариата, а не вооруженного восстания. И снова ссылался на исправленные им самим тексты. А это говорит, что ренегатство было подготовлено заранее. Раньше 1912 года, а сам Каутский искал в марксистской партии лишь ограниченную буржуазную революцию.

          А так как Каутского и его уход в оппортунизм изучаю серьезно в этом году по другим причинам, то и дал это уточнение, а так же и то, что к ренегатству Каутского понятие случайность не относится.

          1. Гаврош.

            нигмати писал:

            «Мне не понравилось высказывание Гавроша о том, что Каутский изменил марксизму после 1912 года. Только это…»

            Уважаемый нигмати. Приведите, пожалуйста, цитату из моего текста, где я так говорил о К. Каутском.
            Вы, похоже, не обратили внимание на кавычки, указывающие на цитату из авторской статьи, которую я привёл выше.
            Внимательнее, пожалуйста.

            1. nigmati

              Да, прошу прощения. Цитаты тут не отделяются

        2. Гаврош.

          Уважаемый большевик.
          Вы пишете:

          «В противном случае ты обратил бы внимание на цитату Маркса, приведённой мной в эпиграфе, и понял бы, что выступаешь не против меня, а, даже страшно сказать, самого КАРЛА МАРКСА».

          Привожу цитату Маркса:

          «Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой случай, как характер людей, стоящих вначале во главе движения».

          Здесь Маркс подчёркивает:: «такой случай, как характер людей, стоящих вначале во главе движения»!!!!!!!!!

          Если в отношении К.Каутского это высказывание относится в полной мере, то в отношении Хрущёва и хрущёвцев никоим образом.
          Если К. Каутский стоял «вначале во главе движения» германской социал-демократии и склонял их к оппортунизму и ревизионизму, проявляя свою мелкобуржуазность, то Хрущёв и хрущёвцы пришли к управлению ВКП(б), партии, закалённой в битвах с мелкобуржуазностью, оппортунизмом и ревизионизмом на протяжении всего периода существования большевистской партии.
          Спрашивается. Как мог ЦК ВКП(б), а потом КПСС, прошедший через пролетарскую революцию, гражданскую и ВОВ, ведя постоянную борьбу в рядах партии против оппортунизма и ревизионизма, допустить сползание идеологии и политики КПСС в болото бернштейнианства и кауцкианства, оппортунизма и ревизионизма?
          Вы здесь критикуете меня и нигмати в отсутствии понимания диалектики. А где же Ваши знания и понимание диалектики, если Вы ставите знак равенства между Каутским и Хрущёвым, зная, что они находились в различных условиях движения и развития партий?
          Выходит, Хрущёв и хрущёвцы не случайность в рядах ВКП(б), а затем КПСС, а результат забвения классовой борьбы внутри партии, результат отказа от ленинских чисток рядов большевистской партии от гнили и разложения.
          В итоге кулацкие и байские сынки оказались в руководстве КПСС и Советского правительства.
          Какая жк это случайность, дорогой?

          1. большевик

            «Спрашивается. Как мог ЦК ВКП(б), а потом КПСС, прошедший через пролетарскую революцию, гражданскую и ВОВ, ведя постоянную борьбу в рядах партии против оппортунизма и ревизионизма, допустить сползание идеологии и политики КПСС в болото бернштейнианства и кауцкианства, оппортунизма и ревизионизма?»
            Точно так, как и Каутский, который был одним из самых способных учеников Энгельса.
            Короче, Говрош, отдыхай.

            1. Гаврош.

              Большевик писал:

              «Точно так, как и Каутский, который был одним из самых способных учеников Энгельса.
              Короче, Говрош, отдыхай.»

              Уважаемый большевик.
              Вы напрасно отмахиваетесь от серьёзности поставленного вопроса.
              Повторю ещё раз. К.Каутский стоял у истоков германской социал-демократии и постоянно навязывал свою гнилую политику и идеологию оппортунизма и ревизионизма в партии. Тому подтверждение крах Второго Интернационала и современный «Еврокоммунизм», погрязший в соглашательстве и предательстве интересов рабочего класса Европы.
              Какой К. Каутский был «ученик» Ф. Энгельса, мы знаем из истории.

              А вот Хрущёв и хрущёвцы появились в руководстве КПСС и СССР не из космоса, а из рядов ортодоксальных большевиков, Ленинско-Сталинской ВКП(б).
              Откуда они взялись? Почему не были вычищены в 30-х годах, в период чисток и борьбы с «пятой колонной» в рядах ВКП(б) и Советского государства?
              Как ЦК КПСС!!!!, имея такой богатый опыт борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом в ленинской партии — ВКП(б), допустил сползание КПСС в болото оппортунизма и ревизионизма?
              Вот в чём вопрос. Надеюсь, Вы понимаете, что этот вопрос не к Вам лично и отмахиваться от него не стоит.

  2. большевик

    История «Критики Готской программы» очень поучительный материал для понимания природы оппортунизма. Она убедительно показывает, что ещё задолго до Каутского оппортунистами были такие «друзья» Маркса и Энгельса, как Либкнехт и Бебель.
    Желая успехов в вашем деле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code