Начало конца реакции.

Одно из важнейших положений марксизма в краткой формулировке звучит так: бытие определяет сознание! В чем суть этой формулировки и её научная основа? Научным содержанием эту фразу наполнил анализ исторической действительности проделанный Марксом на огромном историческом материале из глубины веков и до современных Марксу дней. И этот анализ исторической  действительности показал, что прежде чем что-то изменится в головах людей — в культуре, идеологии, религии, науке, а потом закрепится это в законах и правилах, должен произойти переворот в экономической жизни людей, в их материальной основе.

Вначале изменяются материальные предпосылки в жизни людей, а потом эти изменения приводят к изменению сознания. Эти изменения могут идти как в сторону развития, когда господствует в обществе прогрессивный, на данный момент, класс, так и в противоположную сторону развития, когда господствует реакционный класс. Так например, появление класса рабовладельцев сопровождалось расцветом искусства, науки, росли и крепли империи, что свидетельствовало о росте производительных сил. Но через время, рабовладение изжило себя и из прогрессивного класса рабовладельцев, из двигателя общественного развития, он превратился в тормоз общественного развития и погиб как класс.

В эпоху буржуазных революций, отживающим классом, тормозящим общественное развитие, был класс феодалов-помещиков. И этот класс был сметён с исторической сцены новым классом буржуазии. Когда господствующий в обществе класс, уже утратил свои способности быть двигателем общественного развития, а новый прогрессивный класс ещё не взял в свои руки поводок политической власти, этот период называют периодом реакции. Этот период характеризуется упадком в культуре, в науке, в искустве. Сознание людей скатывается назад, в сторону мракобессия. Общество раскалывается на непримеримые социальные группы. Подымает голову национализм и фашизм. Деградируют все общественные институты. Из марксизма непреодолимо следует, что подхватить общественное развитие из рук деградирующего класса капиталистов и двинуть общественное развитие вперёд может единственный класс пролетариата, как тот класс, который самим капитализмом подготовлен себе на замену. И если на сегодняшний день нет этого понимания, то это только потому, что в период реакции очень немногие способны заглянуть в день завтрашний, ограниченные своим пониманием днём сегодняшним.

Но ситуация быстро меняется. Она не заметна обычному обывателю. Но звоночки уже звенят. И эти звоночки слышит буржуазная власть и нервничает. В наших руках есть возможность усилить эти звоночки до настоящего боя в гонг, когда буржуазия уже будет не просто нервничать, а в панике терять способность к политическому управлению. И тогда пролетариат подхватит политическую власть и сметёт буржуазные институты, заменяя их на институты пролетарской власти, на пролетарскую диктатуру.

К. Косов

3 комментария

  1. Автор дал слишком краткую формулировку, кеоторая искажает смыл.тезиса К.Маркса.
    В краткой формулировке правильнее будет «Общественное бытие определяет сознание».
    Причем здесь важно понимать, что общественное бытие определяет не индивидуальное сознание человкеа,
    оно определяет общественное сознание людей.

    1. Согласен с замечанием. С борьбой за краткость упустил важное дополнение.

  2. Хорошая статья.

    От себя добавлю.

    «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие людей определяет их сознание (К. Маркс, «К критике политической экономии, 1859 г.).
    Что это значит? Если люди сообща владеют землёй и средствами производства, то между ними складываются отношения взаимопомощи и сотрудничества. Если же земля и средства производства находятся в частной собственности, то одна часть общества требует дани с другой за права жить на земле; отсюда – эгоизм и враждебность.
    Конечно, человек, как существо природное, никогда не сможет избавиться от черт животного, хищника. Однако человек в одном пункте существенно отличается от животного: животное действует личными органами: когтями, клыками, а человек – орудиями труда, которые отделены от него. Отсюда следует, что орудия труда могут быть монополизированы отдельными частными лицами или, что то же самое, орудия труда могут находиться или в частной собственности или в общественной собственности. А это фактически означает, что и отношения между людьми будут различны: сотрудничество или вражда. Короче говоря, в отличие животных, люди могут поставить под свой контроль свои собственные общественные отношения. Это достигается путём обобществления земли и средств производства.

Добавить комментарий для Константин Отменить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

*

code